Новодмитровская 5А стр 3
Проверка контрагентов: зачем и как это сделать

Руководство любой компании постоянно принимает решения о сотрудничестве с новыми контрагентами: поставщиками, партнерами. При этом есть опасность столкнуться с недобросовестными компаниями, «однодневками» и даже несуществующими организациями.

Руководство любой компании постоянно принимает решения о сотрудничестве с новыми контрагентами: поставщиками, партнерами. При этом есть опасность столкнуться с недобросовестными компаниями, «однодневками» и даже несуществующими организациями. Поэтому нужно тщательно проверять будущих партнеров, не обольщаясь лишь на продвинутый сайт, обустроенный офис и рекламу.

Как проверить контрагентов?

Три важных цели проверки контрагентов

  1. Определение реальности компании (зарегистрирована ли она, ведет ли деятельность);
  2. Выявление фактов недобросовестности (не нарушала ли компания закон);
  3. Экономия и избежание лишних проблем (сотрудничество с сомнительной компанией может привести к уплате лишних налогов, пеней, потере средств, судебным разбирательствам).

Способы проверки компаний-партнеров

1.  Проверка открытой информации в интернете

  •  сайт компании, реклама;
  • анализ существующих партнеров компании, возможно, общение с ними и уточнение интересующей информации;
  • изучение отзывов о компании от партнеров и сотрудников;
  • изучение товарной номенклатуры, договоров с производителями, наличия склада.

2. Проверка документов

  • у индивидуального предпринимателя: запрос ОГРНИП (если зарегистрирован до 2017 года) или копию уведомления о постановке на учет (если зарегистрирован после 2017 года) и копия паспорта;
  • у ООО: свежий Устав, учредительный договор, Решение или Протокол о создании компании, о назначении генерального директора, ИНН, ОГРН.

Также следует проверить лицензию на деятельность, если это требуется по закону, бухгалтерский баланс за прошлые годы, договоры с крупными контрагентами. После проверки документов вы должны четко понимать, чем компания занимается и в течение какого времени.

Плохие знаки:

  • предполагаемый бизнес-партнер открыто отказывается предоставлять документы или «затягивает» с их предоставлением, постоянно называя различные причины, например, утерю документа или ремонт сканера;
  • представитель компании не может предоставить прямые контакты руководителя или другого ответственного лица;
  • просроченная документация, которую необходимо давно заменить;
  • большой убыток или нули в бухгалтерском балансе — вероятно, контрагент ведет бухгалтерию некорректно или не по закону;
  • неподтвержденные поставщики-посредники Вашего контрагента (он не может подтвердить откуда берет перепродаваемый товар).

3. Изучение информации на сайте ФНС (налоговой)

  • ознакомление с ЕГРЮЛ / ЕГРИП (главное доказательство того, что компания существует), отражающими официальный адрес организации, информацию о генеральном директоре, дату регистрации, уставной капитал, состав участников, сферу деятельности компании. Рекомендуем обратить внимание на историю компании: текущие регистрационные действия, реорганизации, смена руководства, подозрительно частые смены адресов — это поможет судить о том, насколько компания стабильна;
  • изучение налоговой отчетности (факт сдачи отчетности за последний год, отсутствие задолженностей по налогам);
  • зная официальный адрес компании, Вы можете сверить полученную информацию с предоставленными документами на недвижимость (собственность или аренда), определить действительно ли офис контрагента функционирует по указанному адресу и в том числе принимает почту, не является ли этот адрес «массовым» (когда на него зарегистрировано сразу несколько организаций).

4. Изучение информации на сайте ФССП (служба приставов)

  • проверка наличия задолженностей организации или ее ответственных лиц;
  • длительность задолженностей (что предпринимает компания, чтобы решить свой вопрос с долгами).

5. Изучение информации «Вестника государственной регистрации»

  • компании обязаны законом публиковать сведения в «Вестнике» (об отмене доверенности, банкротстве, ликвидации и других существенных фактах).

6. Изучение информации Картотеки арбитражных дел

  • наличие фактов участия в каких-либо судебных разбирательствах в прошлом или настоящем компании;
  • анализ частоты судебных разбирательств, конфликтности организации;
  • установление сути конфликтов поможет вам оценить насколько компания «проблемна» в сотрудничестве.

7. Изучение данных баз и онлайн-сервисов (Контур.фокус, Сбис, Спарк)

  • благодаря консолидированию в таких сервисах разносторонней проверенной информации о компаниях, вы сможете узнать, участвует ли компания в госзакупках, не относится ли к «фирмам-однодневкам», насколько надежен ее руководитель и другие сведения.

После того как вы на старте убедились, что с этой компанией можно вести дела и она не вызывает сомнений — можно заключать с ней договор, вдумчиво составив его или внимательно ознакомившись со всеми пунктами договора, составленного контрагентом. В процессе деятельности необходимо так же держать руку на пульсе и отслеживать статус вашего бизнес-партнера и важные изменения в его структуре и организационной истории.

При составлении договора обратите внимание на подписанта (им должен быть руководитель организации или уполномоченное доверенное лицо), его подпись и печать.

Внимательно изучите:

  • предмет договора — описано именно то, о чем вы договорились?
  • свои права и обязанности — посильны ли условия договора для исполнения?
  • подсудность — в случае разногласий, ситуация будет разрешаться в удобном вам месте?
  • порядок оплаты — нет ли длительных отсрочек платежа, крупных партий без предоплаты, высоких штрафов?

Составляйте или изучайте договор без спешки. Если что-то вызывает сомнения — обратитесь к юристам «АНТ Капитал» в Москве: 8 499 110 19 39. Мы проверим существующий договор или поможем составить новый — с учетом ваших пожеланий и написанный понятным языком с четко сформулированными условиями.